Воронежский ВРЗ с 01.07.2008 года является филиалом ОАО «Вагонреммаш». Основной деятельностью ВВРЗ является обеспечение потребностей ОАО «РЖД», а также иных организаций в услугах по ремонту железнодорожного состава, преимущественно используемого в сфере пассажирских перевозок.
Воронежский вагоноремонтный завод - одно из старейших предприятий железнодорожного транспорта России. Площадь земельного участка, занимаемая заводом - 41,9 га, на территории завода расположены 59 зданий. Завод имеет 7 основных производственных цехов. Общая численность работников завода составляет около 2500 человек.
Проведенная реконструкция 2002-2007 годах позволила увеличить объем выпускаемой продукции (по отношению к 2002 году) в 2,7 раза.
Выпуск из ремонта вагонов для ОАО «РЖД» по годам, начиная с 2004 года составил: 2004 год - 389 вагонов, 2005 год - 406 вагона, 2006 год - 499 вагонов, 2007 год - 501 вагон, 2008 год - 604 вагона, план на 2009 год - 695 вагонов.
Техперевооружение завода позволило Воронежскому ВРЗ освоить выпуск инновационной конкурентоспособной продукции пассажирских вагонов нового поколения на основе современных разработок по энерговооруженности вагона, расширению диагностического контроля за работой оборудования, применению экологически чистых туалетных комплексов, созданию более комфортных условий для пассажиров, оснащению вагонов современными средствами связи, аудио- и видеосистемами. При этом заводом выполняется большой объем модернизационных работ, что позволяет усовершенствовать эксплуатационные качества, повышать надежность и пожарную безопасность пассажирских вагонов.
Заводом освоен выпуск специальных вагонов:
- вагонов - салонов,
- вагонов - тренажеров,
- вагонов СВ для туристического поезда «Александр Невский»,
- вагонов поезда «Здоровье», предназначенных для оказания медицинской помощи в отдельных районах страны, не имеющих медицинских пунктов,
и других вагонов, выполненных по специальным заказам.
Руководство ОАО «РЖД» взяло курс на обновление парка пассажирского подвижного состава. Перед российскими вагоностроительными заводами поставлена задача перехода на выпуск современных вагонов международного стандарта, отвечающих самым высоким требованиям комфорта, экологии и безопасности движения.
Техническая оснащенность завода, наличие резервных производственных площадей и квалифицированного персонала создают возможность для решения задач качественно нового уровня реализации масштабного проекта создания совместного предприятия с немецкой компанией «Кнорр-Бремзе» по совместному производству оборудования для дооснащения пассажирского подвижного состава современными тормозными системами, безмасляными компрессорами и видеосистемами для всего подвижного состава рельсового транспорта.
Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным в Берлине 23.09.2008 года подписан Меморандум о намерениях между ОАО «РЖД» и компанией «Кнорр-Бремзе» о создании совместного предприятия Воронежского ВРЗ - филиала ОАО «ВРМ» с компанией «Кнорр-Бремзе». Компания «Кнорр-Бремзе» является мировым лидером по поставкам тормозных, электронных и пневматических систем для железнодорожного транспорта и имеет коммерческие связи в 60 странах мира. Годовой объем выпускаемой продукции данной фирмы составляет 6-7млрд. евро в год.
Для организации СП представители компании «Кнорр-Бремзе» неоднократно посещали Воронежский ВРЗ, а делегация представителей ОАО «Вагонреммаш» посетили заводы «Кнорр-Бремзе».
Впервые представители «Кнорр-Бремзе» посетили Воронежский ВРЗ 26.05.2009 года с целью изучения и оценки возможностей организации СП по производству оборудования для железнодорожного состава. Они были ознакомлены с производством ВВРЗ и площадями, планируемыми для организации совместного предприятия.
В начале июля делегация ОАО «Вагонреммаш» посетила в г. Мюнхене предприятие «Кнорр-Бремзе», где представители ОАО «ВРМ» были ознакомлены с производственной деятельностью предприятия «Кнорр-Бремзе», занимающегося изготовлением комплектующих изделий для железнодорожного транспорта, в том числе поставляемых в Россию. Во время визита были проведены переговоры о возможном сотрудничестве и создании СП.
Основываясь на положительных результатах переговоров во время визита руководителей «Кнорр-Бремзе» в Москве и руководителей ОАО «Вагонреммаш» в Мюнхене, обе стороны подтвердили свои намерения о создании совместного предприятия.
Делегация «Кнорр-Бремзе» 8 июля 2009 года посетила Воронежский ВРЗ с целью определения начальных этапов освоения продукции.
20-21 июля того же года между ОАО «Вагонреммаш» и компанией «Кнорр-Бремзе» было подписано соглашение о проведении работ по созданию СП в три этапа.
На первом этапе планируется передача в аренду части площадей ВВРЗ, уточнение номенклатуры планируемой к выпуску продукции, набор специалистов и их обучение на заводах «Кнорр-Бремзе».
Специалисты «Кнорр-Бремзе» уже провели технический аудит производственных помещений ВВРЗ для аренды. На модернизацию помещения (по техническим требованиям компании «Кнорр-Бремзе»), планируемого под аренду, потребуется не менее 8 млн. руб.
На первом этапе не планируется использование российских комплектующих.
На втором этапе будет создано СП. На данном этапе уже планируется переход на отечественные комплектующие изделия, объем которых будет составлять не менее 5%.
На третьем этапе планируется наладить производство, перейти на отечественные комплектующие (не менее 30%), сформировать портфель заказов.
На данном этапе планируется построить новый завод, отвечающий самым последним технологическим требованиям.
Кроме этого планируется организация на всей территории РФ сервисных центров. А на базе научного центра «Кнорр-Бремзе» - создание Российского научного центра, который будет заниматься перспективными разработками и внедрением новых технологий.
Организация совместного предприятия с компанией «Кнорр-Бремзе» позволит создать дополнительные рабочие места. На первоначальном этапе будут приняты около 150 человек, на втором - 300 человек. А когда будет построен завод - около 600 человек.
С целью изучения производства изготовления комплектующих изделий для железнодорожного транспорта на заводах «Кнорр-Бремзе» в начале сентября 2009 года делегация ОАО «Вагонреммаш» посетила предприятия в Берлине и Будапеште. Особое внимание было уделено линии по сборке клещевых механизмов и позиции по сборке и испытанию тормозных дисков, которая планируется к перемещению на Воронежский ВРЗ. На данной линии возможна сборка до 5 типов механизмов.
ОАО «Вагонреммаш» провел необходимые консультации со специалистами ОАО «РЖД» и руководством совета директоров Вагонреммаш по вопросам управления СП и обсудил правовые вопросы. Принято решение, что возглавит будущий завод технически грамотный российский гражданин, владеющий немецким и английским языками.
При создании новых видов продукции планируется кооперация (аут-сорсинг) Воронежского ВРЗ с промышленными предприятиями города Воронежа.
С целью размещения заказов на изготовление комплектующих изделий для СП из чугунного литья и механической обработки представители ВВРЗ посетили следующие воронежские предприятия: ФГУП «Воронежский механический завод», ФПК «Космос-Нефть-Газ», ЗАО «Гидрогаз», ОАО «Концерн Созвездие», ОАО «Завод по выпуску тяжелых механических прессов». Данные предприятия были рекомендованы компании «Кнорр-Бремзе» в части изготовления комплектующих. При организации совместного предприятия будут более детально рассмотрены совместно с компанией «Кнорр-Бремзе» производства указанных предприятий и заключены договоры на изготовление и поставку комплектующих.
В настоящее время активно ведется работа по созданию СП. Получена поддержка высшего руководства ОАО «РЖД» и руководства Воронежской области. Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным было подписано распоряжение от 31марта 2010 года № 663р о создании СП между ОАО «Вагонреммаш» и компанией «Кнорр-Бремзе» на территории Воронежского ВРЗ.
28 июля 2010 года на заводе заседала рабочая группа по взаимодействию с компанией «Кнорр-Бремзе».
Новое производство принесет в Россию не только новые рабочие места, но и новые технологии.