На основании Распоряжений ОАО «РЖД» Воронежским ВРЗ -филиалом ОАО «ВРМ» впервые в России были изготовлены четыре передвижных консультативно-диагностических центра - поезда «Здоровье».
Первый поезд «Здоровье» изготовлен в 2004 году для Северной железной дороги, в честь выдающегося ученого и практика медицины он назван «Хирург Николай Пирогов»; второй поезд, предназначен для Дальневосточной железной дороги, изготовлен в 2005 году и назван в честь великого ученого России «Терапевт Матвей Мудров», третий поезд изготовлен в 2006 году для Западно-Сибирской железной дороги носит название «Хирург Сергей Юдин», четвертый для Восточно-Сибирской железной дороги ему дано имя «Академик Федор Углов».
Указанные поезда предназначены для оказания медицинской помощи в отдалённых населённых пунктах, расположенных в регионах Северной и Дальневосточной железных дорог.
Изготовление ПКДЦ осуществлялось на базе восстановленных кузовов пассажирских вагонов производства Германии.
В состав поездов входят следующие специальные вагоны:
- два вагона служебных;
- вагон консультативный I (терапевтический);
- вагон диагностический I (лабораторный);
- вагон консультативный II (хирургический);
- вагон диагностический II;
- вагон операционно-перевязочный;
- вагон флюорографии и УЗИ;
- вагон-ресторан;
- вагон электростанция.
В процессе изготовления вагонов наряду с существующим (штатным) оборудованием, приточно-вытяжной вентиляции непрерывного действия, системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, ходовых частей и тормозного оборудования, были внедрены новые разработки отечественных производителей, направленных на выполнение требований пожарной безопасности (ВНПБ-03), безопасности движения поездов, санитарных норм и экологии.
Для этого на каждом вагоне установлена внутрипоездная телефонная связь «Контакт», котельное отделение выделено в отдельный блок, окна заменены на алюмопластмассовые, между служебными помещениями и купе проводников установлены огнезадерживающие перегородки, теплоизоляция выполнена пакетами из стеклянного штапельного волокна «UPSA», упакованных в плёнку марки ТАФ-3, перегородки изготовлены из трудногорючей фанеры и облицованы пластиком, отвечающим требованиям пожарной безопасности.
Потолочные панели изготовлены из металла и окрашены порошковой эмалью, пол облицован современным трудностираемым и противоскользящим поливинилхлоридным линолеумом «Транслин».
В вагонах установлены моноблочные крышевые кондиционеры КЖ2-4,5/2,5ТП, которые обеспечивают как охлаждение воздуха так и нагрев в переходный период (весна, осень).
Туалеты вагонов ПКДЦ оборудованы:
раковинами из нержавеющей стали, зеркалами, полочками, смесителями горячей и холодной воды, экологически чистой системой ЭЧТ «Экотол-В» и вакуумными туалетными комплексами ТВ-04, в состав которой входят новые унитазы из нержавеющей стали, баки накопители, автоматическая система смыва и обогрев баков в зимний период, на пол туалетов установлены стеклопластиковые поддоны и уложен ковровый модульный настил из ПВХ.
Электрооборудование каждого вагона индивидуальное, напряжением 110В от подвагонного генератора 32 кВт типа DСG-4435/24/2639-34 с приводом от средней части оси и централизованное для питания комбинированного котла отопления через подвагонную магистраль напряжением 3000В, а для питания медицинского оборудования проложена магистраль 380В для пропуска электроэнергии мощностью 200 кВт с отводом на каждый вагон.
Каждый вагон оборудован горелкой на жидком (дизельном) топливе для работы котла в системе отопления.
Наружная окраска кузова вагона произведена атмосферостойкими и долговечными эмалями.
Состав внутреннего оборудования специальных вагонов обусловлен их назначением:
1. Вагон служебный предназначен для отдыха медицинского персонала и состоит из:
- тамбура котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- служебного отделения;
- купе отдыха проводников;
- купе для отдыха медицинского персонала;
- купе с душевой кабиной;
- туалета некотлового конца вагона;
- котельного отделения;
- косого коридора;
- большого коридора;
- малого коридора;
- тамбура некотлового конца вагона.
Особенность вагона заключается в том, что кроме обычных штатных помещений в купе отдыха медицинского персонала созданы все условия для комфортного отдыха и проживания. В купе размещены шкаф для одежды, секретер, антресоли, термоэлектрический холодильник, телевизор, диван и трансформируемая полка на алюминиевом каркасе имеют мягкие наполнители их формованного пенополиуретана. Обивка мягкой мебели выполнена ворсовой тканью пониженной горючести, оконные проёмы облицованы наличниками, в которых размешены солнцезащитные шторы и шторы затемнения, на боковой стене у дивана и полки установлены люминесцентные светильники для чтения.
2. Вагон консультативный I (терапевтический) предназначен для проведения медицинского обследования больных. Он состоит из следующих помещений:
- тамбур котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- служебное отделение;
- купе отдыха проводников;
- кабинет врача – ЛОР;
- гардероб общий;
- котельное отделение;
- косой коридор;
- большой коридор;
- процедурная ЛОР;
- тамбур некотлового конца вагона;
- кабинет врача –
- кабинет врача –
- кабинет врача –терапевта;
- кабинет начальника КДЦ;
- регистратура.
Особенностями указанного вагона являются удобные компактные помещения кабинетов врачей, в которых установлены письменные и компьютерные столы, диваны для обследования больных, сантехническое оборудование, мойки для рук, уникальное медицинское оборудование: из Германии ЛОР - комбайн Atmos и набор камертонов, из США Аудиометр и Темномометр, из России набор инструментов для осмотра. В регистратуре размещены стол для записи больных, шкафы для хранения медицинских карточек больных. Гардеробная оборудована крючками для одежды.
3. Вагон диагностический I (лабораторный) предназначен для проведения биологических и клинических анализов крови и мочи.
Состоит из следующих помещений:
- тамбур котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- служебное отделение;
- купе проводников;
- кабинет врача – эндоскопии;
- биологическая и клиническая лаборатории;
- купе для забора крови;
- купе для приёма анализов мочи;
- туалет некотлового конца вагона;
- котельное отделение;
- косой коридор;
- большой коридор;
- малый коридор;
- тамбур некотлового конца вагона.
Кабинеты указанного вагона оборудованы уникальным оборудованием: из Японии - фиброгастрскопом GIF в комплекте Olympus, анализатор мочи Aution Mini АМ4290, фиброполоноскопом CF-40L в комплекте с Olympus, эндоскопическим отсосом KV-4, ручным дезинфектором ТО-20 Olympus, набором биологических щипцов, из Италии – манипулярной кушеткой для эндоскопии, из России - эндоскопической стойкой Азимут, из Германии - анализатор глюкозы Biosen 5030GP, из Голландии - биохимический анализатор Microlab 300, из США - автоматический гематологический анализатор ACTDIFF2SYST на 18 параметров с набором реактивов и расходных материалов на 10000 исследований с возможностью работы с закрытыми и открытыми приборами BOClman – Coulten.
4. Вагон диагностический II (хирургический) предназначен для приёма и обеспечения лекарственными препаратами больных, проведения консультаций невролога, психолога, а также получения необходимой для врача информации посредством телемедицины. Он состоит из следующих помещений:
- тамбур котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- служебное отделение;
- купе проводника;
- кабинет ЭКГ;
- кабинет функциональной диагностики;
- кабинет кардиолога;
- кабинет телемедицины + вр.терапевта;
- аптека – склад;
- туалет некотлового конца вагона;
- отделение котельное;
- коридор косой;
- коридор большой;
- коридор малый;
- тамбур некотлового конца вагона.
Вагон оснащён уникальным оборудованием для проведения полного комплекса диагностики пациента с использованием связи посредством телемедицины.
5. Вагон консультативный II (хирургический) предназначен для приёма больных, проведения конференций. Он состоит из следующих помещений:
- тамбур котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- отделение служебное;
- купе проводника;
- кабинет офтольмолога;
- кабинет стоматолога;
- конференц - зала;
- кабинет врача невролога;
- кабинет врача эндокринолога;
- душевая;
- отделение котельное;
- коридор косой;
- коридор большой;
- коридор малый;
- туалет некотлового конца вагона.
Вагон оснащён уникальным оборудованием:
- офтальмокомбайн Ecoline/Combi Rodenstock (Германия);
- проектор знаков Rodaviet Rodenstock (Германия);
- набор пробных линз с пробной оправой Rodenstock (Германия);
- щелевая лампа RO 4000 c гониолинзой Rodenstock (Германия);
- инструментальный стол EPN Rodenstock (Германия);
- авторефрактометр RX-900 Rodenstock (Германия);
- бесконтактный тонометр NCT-800 Rodenstock (Германия);
- НМС многоцветовой аномалоскоп Oculus (Германия);
- компьютеризованный периметр Eesyfield Oculus (Германия);
- офтальмоскоп Beta 200 Heine (Германия);
- периметр настольный ПНР-2 (Россия);
- аппарат для магнитотерапии Atoc A1 Амблио (Россия);
- индикатор ИГД-02 для измерения ВГД (Россия);
- стоматологическая установка Artus Gnatus (Бразилия);
- комплект наконечников DWH (Австрия);
- компрессор MSB-6/30 Gnatus (Бразилия);
- устройство очистки / стерилизации наконечников Assistina (Австрия);
- фотополимеризатор XL-2000 Gnatus (Бразилия);
- скейлер пьезоэлектрический Gnatus (Бразилия);
- стерилизатор гласперленовый (Италия);
- мебель из 2-х предметов (Италия);
- автоклав 2340 МК 19 литров «Tuttnauer» (Израиль);
- интраоральный рентген ENDOS Vilta Medicali (Италия);
- тумба с бактерицидной лампой (Италия).
6. Вагон операционно-перевязочный предназначен для проведения неотложных операций и состоит из следующих помещений:
- тамбур котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- отделение служебное;
- купе проводников;
- процедурная и блок неотложенной помощи;
- кабинет врача хирурга;
- сестринская;
- стерилизационная;
- кабинет уролога;
- перевязочная;
- кабинет гинеколога;
- туалет некотлового конца вагона;
- отделение котельное;
- коридор косой;
- коридор большой;
- коридор малый;
- тамбур некотлового конца вагона.
Вагон оснащён уникальным оборудованием:
- кресло для гинекологических исследований (Германия);
- кольпоскоп с видеосистемой (Германия);
- одноразовые вагинальные зеркала – малые/комплект (Россия);
- одноразовые вагинальные зеркала – средние/комплект (Россия);
- шкаф сухожаровой стерилизационный 40 литров ГП-40 (Россия);
- автоклав 2540 МК 23 литра «Tuttnauer» (Израиль);
- сухожаровой шкаф 50 литров ШСС-80 (Россия);
- набор контейнеров для дезинфекции ЕДПО 1-5 литров (Россия);
- набор коробок для стерилизации КСКФ (Россия);
- набор пакетов для стерилизация, самоклеющиеся (Россия);
- аквадистиллятор ДЭ-4 (Россия).
7. Вагон флюорографии и УЗИ предназначен для обследрвания пациентов и состоит из следующих помещений:
- тамбур котлового конца вагона;
- туалет котлового конца вагона;
- отделение служебное;
- купе проводника;
- помещения для проведения УЗИ;
- кабинет врача по УЗИ;
- кабинет рентгенлаборатории;
- процедурная флюорографии;
- кабинет врача рентгенолога;
- 4-х местное купе;
- склад медицинского оборудования;
- служебная кладовая;
- отделение котельное;
- коридор косой;
- коридор большой;
- коридор малый;
- тамбур некотлового конца вагона.
Вагон оснащён уникальным оборудованием:
- УЗИ – система Plcub – общая радиология / гинекология, включая 3 датчика, программы, ч/б принтер, DICOM, БИП Esaole Blomedica (Италия);
- УЗ – система Mylab – кардиология, включая 2 датчика (секторный фазированный, линейный), программы, ч/б принтер, DICOM, БИП Esaole Blomedica (Италия);
- переносная УЗ- система Mylab - общая радиология / гинекология, включая 3 датчика, тележка для перевозки. Esaole Blomedica (Италия).
8. Вагон-ресторан предназначен для обеспечения работников поезда питанием, бытовыми услугами. Он оборудован помещениями:
- тамбуром котлового конца вагона;
- туалетом котлового конца вагона;
- котельным отделением;
- купе для душа;
- бытовым купе;
- четырех местным купе;
- салоном (обеденным залом);
- кухней с моечным отделением;
- двумя коридорами;
- тамбуром некотлового конца вагона.
Вагон оснащен оборудованием:
Душевой кабиной, машиной-автомат для стирки белья, гладильной доской, стеллажом для хранения белья, полками на алюминиевом каркасе, креслами и столиками в обеденном зале, холодильниками, электрической плитой, моечным оборудованием.
9. Вагон – электростанция предназначен для обеспечения консультативно-диагностического центра необходимой эл. энергией для работы медицинского оборудования и оборудования, обеспечивающего комфортные условия труда. Он оборудован помещениями:
- для хранения дизельного топлива;
- дизельного отделения;
- мастерской для ремонта;
- купе для отдыха обслуживающей бригады;
- купе проводника;
- котельного отделения;
- туалета котлового конца;
- тамбура котлового конца.
В отделении для дизельного топлива установлены два бака общей емкостью 5 тонн.
В дизельном отделении две дизельных электрогенераторных установки типа АД 200С-1400-2Р мощностью по 200 кВт каждая с раздельной работой и подачей эл. энергии в подвагонную магистраль.
8. Вагон – электростанция предназначен для обеспечения консультативно-диагностического центра необходимой эл. энергией для работы медицинского оборудования и оборудования, обеспечивающего комфортные условия труда. Он оборудован помещениями:
- для хранения дизельного топлива;
- дизельного отделения;
- мастерской для ремонта;
- купе для отдыха обслуживающей бригады;
- купе проводника;
- котельного отделения;
- туалета котлового конца;
- тамбура котлового конца.
В отделении для дизельного топлива установлены два бака общей емкостью 5 тонн.
В дизельном отделении две дизельных электрогенераторных установки типа АД 200С-1400-2Р мощностью по 200 кВт каждая с синхронной работой и подачей эл. энергии в подвагонную магистраль 380 В.